В контакте Однокласники Телеграм

Конспект занятия творческого объединения «Графика, мультипликация и художественное творчество» Создание мультфильма на мультстанке для перекладной анимации по теме «Летом у моря».

Педагог дополнительного образования Кондратьева Надежда Николаевна

(данный конспект включает 4-6 занятий в зависимости от возраста детей)


Цель занятия:
Создание короткометражного мультфильма методом покадровой съёмки в технике перекладки с применением цифровых технологий.
Задачи занятия:
• познакомить с основными этапами, с технологическим процессом создания мультфильма в технике перекладки;
• научить выстраивать сюжетную линию мультфильма к стихотворным произведениям, с помощью сюжетных карточек;
• формировать навыки работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач.
• развивать практические умения и навыки в работе с различными художественными материалами,
• обеспечить условия для развития творческих способностей и фантазии детей, активизации мыслительного процесса и познавательного интереса.
Необходимое оборудование:
1. Компьютер
2. Мультстанок
3.Видеокамера
4. AnimaShooter программное обеспечение для покадровой съемки
5. Movavi, видеоредактор
Материалы:
1. Бумага, белый картон
2. Краски, карандаши, фломастеры, цветной песок, ракушки, камушки.
3. Ножницы, скотч, кисти, палитры, баночки для воды
Этапы работы над мультфильмом:
1. Организационный момент.
2. Сценарий. Раскадровка.
3. Создание персонажей
4. Создание фонов
5. Покадровая съемка сцен на мультстанке
6. Монтаж в монтажной программе Movavi, видеоредактор
7. Озвучка (запись текста через микрофон) подбор музыки
8. Сохранение (рендеринг)

Ход занятия.

1. Организационный момент. Знакомство с темой и задачами занятия. Разделение детей на группы.
1 группа- работает над сценарием, раскадровкой.
2 группа- создание персонажей.
3 группа- создание песочного фона.

2. Работа над сценарием. Сценарий – литературная часть работы, в которой представляется ход мультфильма. Это текст с описанием сцен, мест действия, характеров героев, диалогов. Примерный сюжет мультфильма: на фоне моря выныривает несколько раз дельфин или несколько дельфинов, проплывает кораблик, летают чайки. Детям не нужно рассказывать сюжет , они должны сами придумывать. Педагог озвучивает тему и направляет детей.

3. Раскадровка. Раскадровка – сцены в картинках. Ключевые кадры, раскрывающие историю о которой идёт речь.
Задание : нарисовать поэтапно фрагменты мультфильма. Как развиваются события? Что делают главные герои? Когда возникает необходимость крупного плана, когда общего? На бумаге карандашом схематично рисуется последовательность ключевых кадров. В раскадровке профессиональные аниматоры прописывают ход действий, тайминг (время действия) и спейсинг - характер действия (ускорения и замедления, если они предусматриваются).

4. Создание персонажей и фонов.
Персонажи (дельфины и кораблик) выполняются в технике рисования любыми материалами (краски, фломастеры, карандаши) или пластилина. Те части, которые предполагается двигать, вырезаются отдельно (хвост дельфина). Получается персонаж, как бы разделенный на части. Можно изготовить облачка или тучки и т.д. Детям предоставляется возможность пофантазировать.

5. Создание фонов. Необходимо внимательно отнестись к цвету, фон не должен забирать внимание на себя, прежде всего важны персонажи. Пространство фона должно быть таким, чтобы персонаж чувствовал себя там достаточно гармонично.

Фактура песка прекрасно передает настроение, эффектно смотрится при создании пейзажей, но вместе с тем может быть создана детьми, которые не умеют еще рисовать достаточно хорошо. Такая работа выполняется достаточно быстро, доступна и детям дошкольного возраста. Однако результат получается прекрасным! Дети с удовольствием работают с песком и вдохновляются результатом! И создание даже небольшого мультфильма абсолютно доступно даже для дошкольников и станет для детей радостью
Для создания песочного фона необходимо вырезать лист бумаги точно по размеру светового планшета, нарисовать на нём четкий контур рисунка для фона. В конце работы лист бумаги значительно упрощает процесс уборки. Сложность рисунка может варьировать от нескольких линий до изображения объектов, от простого сочетания нескольких имеющихся в палитре песка цветов, до их смешивания и создания цветовых переходов. Рисуем линию горизонта, которая разделяем плоскость моря и неба, обозначаем внизу берег. Дети могут пофантазировать и добавить детали. Затем выкладываем лист на световой планшет и с помощью эскиза определяем, какого цвета песок необходимо выложить на поверхность листа, чтобы получилось изображение. Выкладывать песок удобно с помощью пластиковой ложки небольшого размера. Для создания тонких контуров можно использовать карандаш для рисования песком. Затем выкладываем песок на изображения так, чтобы бумага не просвечивала сквозь песок, заполняем пространство листа песком в соответствии с эскизом. Линии соприкосновения могут быть как четкими, так и размытыми, что создается смешением цветов на границе соприкосновения. Распределяя песок, самое сложное, сохранить границы объектов, поскольку песок сыпучий и очень подвижный. Поэтому такая работа требует внимания и аккуратности. Для того, чтобы песочный фон смотрелся красиво, после того, как мы выложили песок и заполнили им все пространство листа, можно взять маленькую скалку и выровнять поверхность песочной картины. Это сгладит переходы между цветами, создаст ровную поверхность, которая, освещаясь затем подсветкой, даст ровный тон. Для создания специальных эффектов можно этого не делать. Например, камни или пальмы будут лучше смотреться, если останутся объемными на переднем плане. Это сделает их более естественными. А вот синее небо лучше сделать гладким с помощью скалки. На песочном фоне можно создавать дополнительные детали: камни, ракушки, другой природный материал, пуговицы, проволоку, просто мелкие предметы. Когда наша песочная картина готова и детали размещены на поверхности песка, можно поместить планшет на нижний уровень мультстанка и настроить камеру на съемку. Мы можем увидеть, как фон будет смотреться в мультфильме на экране компьютера в программе для покадровой съемки. Если нас все устроило, то наш фон готов к работе.

6. Съемка мультфильма. Съёмочный процесс – самая трудоёмкая часть работы над мультфильмом, так как в каждой секунде экранного времени должно вместиться 25 кадров с фазами движения героев.
При съемке необходимо установить камеру так как мы снимаем на мультстанке так, чтобы она была направлена вниз (параллельно столу, на котором лежит фон и персонажи) в нашем случае – это три этажа, два стекла и собственно стол. Важно, чтобы при съемке камера не двигалась. На верхнем уровне мультстанка мы можем использовать пластилиновые объекты для создания анимации. Таким образом, за счет работы в слоях на мультстанке песок и пластилин не соприкасаются в действительности, но создается иллюзия их соединения в одной работе. Надо отметить, что пластилин очень естественно и гармонично сочетается с песочным фоном. В данном случае, наш пластилиновый или рисованный герой – дельфин, выныривает несколько раз из моря. Мы легко сможем оживить нашего героя, покадрово перемещая его по верхнему уровню мультстанка и фиксируя передвижение с помощью камеры. Кораблик перемещается на среднем уровне мультстанка.
Теперь нужно фотографировать каждое положение (движение) героев, поэтапно. Чем меньше движение и больше кадров при съемке, тем плавнее и медленнее движение в результате. Обычно в детской мультипликации допускается 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое).
Использование двухуровневого мультстанка позволяет также использовать в процессе съемки мультфильма хромакей. Это позволяет значительно расширить возможности анимации объектов и сделает процесс съемки удобным для детей. Сначала мы снимаем движения, обеспечивающие подвижность фона. Затем, используя в качестве фона уже хромакей, снимаем перемещение героя. Затем в программе монтажа соединяет два видеоряда и получается сцена. Если бы мы снимали движение объектов фона и героя одновременно, объекты пересекались бы в пространстве, что создавало бы неудобства при перемещении. За счет использования такой технологии можно создавать с детьми достаточно сложные сцены.

7. Монтаж осуществляется в программе Movavi –видеоредактор. Необходимо задать отснятым кадрам единую временную шкалу, например: 0,12 секунды (средняя скорость движения). Время может меняться в зависимости от идеи. Например, чтобы сосредоточить внимание на каком-то объекте, время можно увеличить. В нашем случае импорт изображений автоматизирован и не надо перетаскивать фотографии, а достаточно взять в последовательности кадров выделить первый и отметить галочкой – создать последовательность, так работают наиболее развитые программы. Далее надо выбрать продолжительность изображения 0,125 и продолжительность перехода 0,25. Чем больше эти цифры, тем медленнее будет происходить действие в мультфильме. Просматриваем на режиме –предварительный просмотр, сохраняем.

8. Озвучание Запись ведём с помощью студийного микрофона. Необходимо добавить шум волн, всплеск воды, когда выныривает дельфин и другие звуковые эффекты. Затем в программу импортируется нужная музыка и перетаскивается на дорожку "Звук или музыка". Музыка отрезается до нужной длины.
Сохранение выполняется по аналогии с техникой видео.
Далее мультфильм экспортируется в нужном формате в нужное место. Но до экспорта нужно ещё сделать титры.
Создание титров. В титрах указываем фамилии и имена детей с акцентом на вид деятельности. Художники, оператор, режиссер и т.д.
Есть некоторые секреты успеха, которые использовались при создании мультфильма, приведем некоторые из них:
• При съемке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;
• Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
• В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров), если это не предполагается по режиссерскому замыслу;
• Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина; можно использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т.п.)

9. Просмотр мультфильма. Обсуждение.