В контакте Однокласники Телеграм

Поленова Елена Дмитриевна Русский художник

До недавних пор имя талантливой художницы Елены Поленовой было известно узкому кругу людей. К сожалению, оно пребывало в тени другого одаренного живописца.

1

Так уж сложилось, что в последнее время у всех на слуху был ее брат, известный русский живописец 19 в., В.Д. Поленов. При этом их творчество одинаково самобытно и обладает равносильной энергетикой.

Елена Поленова считается одной из родоначальниц такого вектора в искусствоведении, как русский неоромантический стиль. Вместе с тем, в ее 

работах всегда прослеживаются традиционные штрихи, характерные для живописи В. Васнецова. Она является автором многочисленных иллюстраций, которые стали настоящим украшениям для народных сказок Руси. Благодаря им текст словно «ожил», воплотив в реальность безудержную детскую фантазию.

В 2012 г. Третьяковская галерея организовала персональную выставку Елены Поленовой, которая стала первой после 1902 г. Именно тогда имя талантливой художницы вновь замелькала на страницах газет, журналов, экране телевизора. Одним словом, ее снова вспомнили. С тех пор творчеством Елены Поленовой заинтересовались многие люди.

2

Когда-то даже сам А. Бенуа восхищенно отозвался о Елене Поленовой. Он сказал, что та заслуживает к себе благодарности со стороны народа. Объяснив это тем, что она является 1-ой из русских живописцев, которым удалось заострить внимание на самой художественной жизненной области. Проще говоря – на мир детей. В частности, на его необычную, глубинную лирическую фантастику. Также А. Бенуа назвал Елену Поленову предельно нежным и по-настоящему добрым человеком, который проник в наш ограниченный, забытый всеми мир детства и проникся его уникальной эстетикой.

Русские народные былины и сказания были для Елены Поленовой словно бегством от реального мира. Оно и не удивительно. Так как в 27 лет у художницы произошла личная трагедия. Она чуть не сломила ее, едва не став причиной помешательства. Как ни банально это звучит, но причиной всему оказалась весьма тривиальная история.

3 Однажды девушка познакомилась с врачом. Произошло это в разгар войны между Российской Империей и Турцией. Местом их первой встречи стал военный госпиталь. Поначалу все складывалось хорошо. Молодые люди испытывали друг к другу настоящие, искренние любовные чувства и собирались, как можно быстрее, пожениться. Однако, родители жениха восприняли желание молодых людей в штыки и сделали все возможное, чтобы брак между ними не состоялся.

Поникшая и утратившая интерес к жизни Елена Поленова приняла окончательное и бесповоротное решение проявить себя в таких областях, как общественная деятельность и живопись. Примечательно, что девушку приобщил к миру искусства все тот же Василий Поленов, в тени которого она пребывала на протяжении длительного периода времени.

В те далекие времена один из меценатов - Савва Мамонтов, который владел усадьбой в поселке Абрамцево, регулярно принимал гостей. Среди них было много творческих личностей. Так вот, на пару с женой Саввы Мамонтова Елена Поленова посещала деревни, 4 постепенно обзаводясь народными костюмами, различной бытовой утварью, полотенцами и скатертями. Со временем ей удалось собрать большую коллекцию подобных вещей. Впоследствии они стали экспонатами музея. Впрочем, Елена Поленова пошла еще дальше. Помимо прочего она рисовала эскизы необычной мебели, которую затем изготавливали столяры.

Но настоящей отдушиной для Елены Поленовой были, безусловно, сказки. Благодаря ей, наполнились красочными иллюстрации такие книги, как «Война грибов», «Морозко», «Кот и лиса», «Волк и лиса», Избушка на курьих ножках» и многие другие. Сама же художница все время любила повторять, что идеи будущих картин являются ей во время сна. Действительно, от картин Елены Поленовой веет глубокой таинственностью и мистичностью. 5 Придумать такое невозможно, а вот увидеть в сновидениях – вполне.

Вместе с тем, Елена Поленова работала не только с известными сказками, которые были размещены в сборнике Афанасьева. Она охотно записывала и впоследствии иллюстрировала те сказочные истории, которые рассказывали ей люди из окрестных деревень.

Как человек творческий и многогранный, Елена Поленова увлекалась многочисленными видами народных искусств. Помимо создания эскизов мебели, которые навевали ей народные мотивы, она выполняла роль костюмера в театральных этюдах, которые проходили в Мамонтовском кружке. Иными словами, она находила актерам настоящие крестьянские костюмы, которые собирала по всей территории Тульской губернии. Также Елена Поленова преуспела в создании эскизов для всевозможных вышивок, обоев. Что же касается ее художественного творчества, то помимо рисования иллюстрация к сказкам, она выполняла стилизацию текста под старинный шрифт.

Все критики сходятся во мнении, что творчество Елены Поленовой повлияло на формирование такого стиля, как русский национальный модерн. Более того, они заявляют, что она оказалась сопричастна к созданию неоромантического стиля. Что ж, похвала со стороны критиков дорогого стоит и выглядит полностью заслуженной.

6

И не лишним тому подтверждением является тот факт, что спустя столько лет о Елене Поленовой вновь заговорили во весь голос. Причем заговорили не только близкие к искусству люди, но и те, кто просто интересуются живописью.

В свое время художница написала, что ей бы не хотелось лишиться двух способностей. В первую очередь, она не желала расстаться с даром оказывать другим живописцам помощь, вдохновлять их на новые творения и служить им в качестве опоры. Также она боялась утратить веру и любовь в людей. И, конечно же, одаренная художница опасалась утратить свой талант.

Кроме того, Елена Поленова ценила поддержку других людей и всегда благожелательно относилась к их мнению. В особенности, она была рада советам, которые давали близкие и дорогие ее сердцу люди.

Биорафия Е.Д.Поленовой Книга Веры Кошелевой "Елена Поленова"